Первый класс – он трудный самый

Добавить новость


27 Сентября 2017 08:00 | Автор: Татьяна Боднарчук | Просмотров: 541 

Учебный процесс идет полным ходом: расписание согласовано, в кружки детей записали, график свой рабочий с детским расписанием совмещен. Казалось бы, все налажено и можно вздохнуть с облегчением...

Но в своей тарелке могут себя чувствовать не все – первоклассники только-только ступили на эту непростую дорогу знаний. Как говорится, первый класс – он трудный самый. Причем к новому графику привыкают и дети, и родители. Сначала малышам интересно, конечно, но к уроку так 3 интерес пропадает, потому что они привыкли к более щадящему режиму, садиковскому. Маленьким непоседам тяжело усидеть на месте, и как результат страдает дисциплина и как следствие - обучение. И если на уроке ребенок сдерживает себя изо всех сил, то на перемене он ищет выход своей бурной энергии. Не факт, что эта энергия будет направлена в правильное русло: первоклашки часто дерутся между собой, могут укусить, толкнуть и т. д. Это не значит, что дома родители его учат метелить одноклассников направо и налево. Просто малыш в силу своего возраста не умеет еще правильно управлять своими эмоциями, да некоторые взрослые не могут контролировать свои эмоции, а тут ребенок.

Дисциплина – это одна сторона медали, а вторая – получение, собственно, знаний. И если раньше ребенок шел в школу, чтобы научиться читать, считать, писать, то сейчас все родители первоклассников вам скажут, что большинство этих навыков должны быть усвоены малышом в дошкольном периоде. Вот, например, то, что касается математических навыков, письма и чтения, которыми должен обладать БУДУЩИЙ первоклассник:

Математические знания:
считать от 1 до 10;
проводить вычисления в пределах от 1 до 10;
разбираться в понятия «больше», «меньше», «поровну»;
перечислить простые геометрические фигуры, составить аппликацию из геометрических фигур;
сравнить предметы по ширине, длине, высоте;
копировать геометрические фигуры;
поделить предмет на две, три, четыре равные части.

Чтение и письмо:
отличить буквы от звуков, гласные от согласных;
найти нужную букву в слове;
подобрать слово на заданную букву;
поделить слово на слоги;
прочитать предложение из 4-5 слов и понять смысл прочитанного.
ручкой или карандашом проводить непрерывные прямые и волнистые линии;
обводить рисунок по контуру, не отрывая руки от бумаги;
рисовать по клеточкам;
дорисовывать отсутствующую половину рисунка;
уметь раскрашивать рисунок аккуратно.

Ну как вам список? Поэтому, если ваш ребенок не обладает такими знаниями, ему и вам придется нелегко. И анекдот по поводу выполнения домашнего задания с ребенком кажется не таким уж и смешным, в каждой шутке, как говорится, есть только ДОЛЯ шутки.
Как же быть, как не доводить себя и любимое чадо до нервного срыва? Да, сейчас по закону в первом классе запрещены домашние задания, но по собственному опыту хочу сказать, что ребенок не всегда успевает выполнять заданные на уроке упражнения, а если оно задано, то его надо выполнить, иначе как ребенок усвоит новый материал, если не до конца разобрался с предыдущим. Поэтому, допустим, дописывать палочки-крючочки приходится дома, а читать необходимо каждый день.

Что делать, если у родителей нет определенных навыков для обучения ребенка? Криком ничего не добьетесь, разве что отобьете вообще желание у ребенка учиться.
Многие родители в таком случае пользуются услугами репетитора или отправляют драгоценное чадо в какой-нибудь развивающий центр, где педагоги-профессионалы помогут ребенку приобрести нужные навыки и знания (у нас в городе есть достаточное количество таких заведений, только не факт, что в конце сентября найдется свободное место в группе). В таком случае здорова нервная система и у ребенка, и у взрослых, даже соседи успокоятся и не будут провожать вас осуждающим взглядом.

Услуги репетитора, как и занятия в центре, стоят денег, любой труд должен оплачиваться, но если у родителей нет таких средств, но есть желание помочь крохе, тоже можно найти выход.

Во-первых, ни в коем случае нельзя против воли заставлять ребенка что-то делать – это будет не учение, а мучение. Ну, один раз, может, такой метод и сработает, но дальше вряд ли обойдется без слез и истерик. Придумайте обязательно какой-то стимул для малыша, например, поход в конце недели в кинотеатр или развлекательный центр. Тогда ребенок будет знать, что за хороший результат в обучении и хорошую дисциплину его ждет поощрение, своего рода зарплата за его старания и труды – взрослые же работают и получают за это зарплату.

Во-вторых, если вы решили сами заниматься с ребенком, то должны понимать, что останавливаться на полпути нельзя. Нерегулярные занятия не дадут никакого результата. По возможности составьте домашний график, чтобы ребенок четко понимал, что, допустим, в 17.00 – у него чтение, а после 15 минут перерыва – письмо. Если вы дадите хоть малейшую слабинку, малыш поймет, что вы сами относитесь к таким занятиям несерьезно и будет вести себя соответственно.
Всем знакома ситуация, когда, садясь за уроки, ребенку срочно надо попить-поесть, сходить в туалет и т. д. Но как только малыш привыкает, что практически в одно и то же время, как говорится, в любую погоду, должны быть занятия – поведение его меняется. Ребенок привыкает, что это так же важно и необходимо, как сон, еда и тот же отдых.

В-третьих, очень важно подобрать правильную методику, например, в обучении чтению. Ради справедливости стоит заметить, что обучить ребенка чтению гораздо легче в 4-5 лет, чем в 6-7, когда трудно преодолеть психологические барьеры, возникшие от неоднократных неудачных попыток в этой области. Обучать ребенка чтению лучше всего в игровой форме. Начинать надо по одной букве и заучивать короткие слова. И ни в коем случае не надо говорить: «Бери букварь и читай, все читают - и ты читай». Мы внушаем своему ребенку комплексы (все могут, а я нет – значит, я самый плохой), усиливаем его тревожность и т. д. Учитесь играя, заинтересуйте малыша. Начните с главного слова - «мама». Первой из согласных выучите букву «м». Придумайте, на что похожа буква, чтобы ребенок ее лучше запомнил (качели). Потом можно составлять из буквы «м» и гласных маленькие слова (мы, ам, му и т. д.). Читайте сами и просите читать ребенка. Чем больше читаете, тем лучше усвоится материал. Чтобы ваши занятия с малышом проходили интересно и результативно, желательно приобрести несколько пособий-игрушек, например, кубики и раскраски с буквами, настенный алфавит или магнитную азбуку.

И все же, если вы не уверены в своих педагогических способностях, дабы не травмировать психику ребенка и поберечь свои нервы, лучше обратиться за помощью к специалистам. Поспрашивайте у знакомых мамочек, может, они водили своего ребенка к репетитору или водят до сих пор. Попросите номер телефона и договоритесь сначала о пробном занятии и если есть такая возможность, поприсутствуйте на нем, а может, и на следующем, пока не убедитесь, что малыш чувствует себя комфортно. Не ждите, что после первого занятия у вашего ребенка все пойдет как по маслу, для этого потребуется время.

Терпения вам и еще раз терпения. Мир тоже за один день не строился. Не забывайте, главное, чтобы ваш ребенок был здоров, тогда и все остальное получится.









 
 
 

Версия для печати