Винт парохода «Диана»

Переглядів: 2027

10 грудня 2016 10:21

Винт парохода «Диана» фото
Винт парохода «Диана»
Прогуливаясь улочками старого Бердянска, мы часто не обращаем внимания на множество мест, где история, без всяких метафор, поджидает нас за углом.

Речь идет о тех местах, где можно без всякого преувеличения прикоснуться к истории, дотронуться до нее, ощутить ее вибрацию и, словно на машине времени, вернуться в прошедшую эпоху, глянуть хоть одним глазком, как все это было, или как могло бы быть…

Старое фото

На столе репродукция старой фотографии: в белом кителе и бескозырке Шмидт стоит у винта парохода «Диана» в доке во время ремонта судна. На этом пароходе он ходил капитаном с 1902 по 1904 год.

На старом фото хорошо видно, насколько огромен винт, фигурка Шмидта, имевшего рост выше среднего, занимает около одной трети высоты винта. Рука его касается металла. О чем думал капитан, глядя своими васильковыми глазами в камеру фотографа?..



Особые отношения

Несмотря на то, что любое упоминание о Шмидте ассоциируется чаще всего с мятежным «Очаковым», именно с «Дианой» у капитана были особенные отношения. Этим периодом своей службы в торговом флоте он всегда особенно гордился, хотя отдельные эпизоды его трехлетнего капитанства на «Диане» могли стать роковыми. Именно на этом судне Шмидт попал в страшный шторм, корабль сел на мель и дал течь, но капитан не бросил свою «Диану» и практически спас ее.

Это было в ноябре 1903 года, пароход шел из Риги в Одессу и попал в шторм. Шмидт двое суток бессменно находился на капитанском мостике и ушел отдыхать только после того, как море немного успокоилось. Ночью спустился туман, и вблизи Дании «Диана» наскочила на каменную гряду. Этот шторм капитан, наверное, вспоминал позднее не раз: ревущее в черной мгле море, пробоина, безжалостно пускающая внутрь ледяную воду, паника матросов, скрежет и стоны терпящего бедствие судна. Радиосвязи на флоте тогда еще не было, поэтому и помощи ждать было неоткуда. Оставив только четверых членов экипажа, а остальных, отправив на шлюпках на берег, Шмидт провел на судне шестнадцать суток, пока его не сняли с камней.

После этого капитан не оставил свою «Диану» и во время ремонта в Германии, буквально выхаживая ее, постоянно находясь в доке рядом с кораблем, словно у постели больного.

«Я хочу, чтобы «Диана» после несчастий и починки была бы лучше и крепче, чем раньше, - писал Шмидт сыну, - а для этого нужен мой хозяйский глаз. Если я не буду больше на ней плавать, то пусть она плавает еще долго и благополучно без меня вполне исправная…»

Последняя стоянка

Тогда Шмидт не мог знать, что пароходу, которым он командовал, уже после его казни доведется принимать участие в Октябрьской революции в Петрограде, носить имя «Карл Маркс» и плавать в составе торгового флота Балтийского и Дальневосточного морских пароходств.
В первые годы советской власти «Карл Маркс» плавал на Балтике, потом портом его приписки стала Одесса. В годы Второй мировой судно перевозило стратегические грузы на океанских линиях, постоянно подвергаясь опасности со стороны гитлеровской авиации и подводных лодок нацистской Германии.

А после войны «Диана» («Карл Маркс») вернулась в Черное море и долго находилась в составе Черноморского морского пароходства. В 1956 году ее списали из состава Черноморского пароходства и передали для использования в качестве мишени, для этого судно было приведено на полигон в западной части Азовского моря у Арабатской стрелки и посажено на отмель. Здесь «Диана» доживала свои годы под тренировочными бомбами, солью и ветром, вспоминая былые дни. И, конечно же, своего любимого капитана, который всегда был нежен с ней….

Магический винт

Стоящая на отмели у Арабатской стрелки, разъедаемая морем и временем, «Диана» привлекала внимание многих ценителей артефактов, связанных с легендарным лейтенантом. И идея достать из воды гребной винт судна, который хорошо сохранился, приходил в голову многим, но сделали это именно бердянцы.

Море долго не хотело отдавать людям свою ценность. Погоду в этом районе предугадать было просто невозможно. Практически ни один из прогнозов синоптиков не сбывался, и почти на каждом этапе работ по поднятию винта море сопротивлялось штормами и шквальным ветром. Как признавались сами дайверы, занимавшиеся подъемом винта, в этом чувствовалось что-то мистическое. Пятиметровый в диаметре винт под водой уже трудно было отличить от обломков обшивки - он оброс водорослями и колониями ракушек.



Работу, проведенную бердянцами, сложно переоценить. Сначала очистка, потом отделение и подъем винта - все это было далеко от романтики. Но восторг и интерес людей к удивительному экспонату, когда его привезли в город, оправдал все усилия.
Установленный 110 лет назад винт едва тронула коррозия. В воде так могло сохраниться лишь высококачественный специальный сплав металла. А внутри, в месте насадки на вал, в момент поднятия винта с морского дна он оказался как новенький - чистый белый металл под слоем смазки.
В сентябре 2009 года, замыкая круг истории, под длинные корабельные гудки находку выгрузили на Бердянский причал. Винт корабля, о котором больше сотни лет назад заботился капитан Шмидт, вернулся в город его детства. А в 2012 году винт перенесли к краеведческому музею, где он находится и сегодня…

Мечты капитана


И отец, и дед Шмидта были моряками, и любовь к морю кипела у него в крови. Шмидт любил смотреть на море, ему легко думалось, когда перед глазами была бесконечная, в солнечных бликах вода.

Стоя на капитанском мостике «Дианы», он часто вспоминал покойную мать, к которой был безумно привязан. Вспоминал тот сон, что приснился ему, восьмилетнему, как разбудил тогда всех, бросившись в комнату матери с криком: «Мама, мне снилось, что ты умрешь через два года!» И мать действительно умерла, когда Пете было десять. Будучи уже взрослым, возвращаясь в Бердянск, Шмидт всякий раз останавливал лошадей у кладбища за городом, чтобы зайти на могилу матери… Вспоминал капитан и Севастополь, двухэтажный домик на холме, из окон которого была видна просторная гавань. И лелеял свою тайную мечту - стать маячным смотрителем, непременно вдали от цивилизации, чтобы днем уходить охотиться в степь, а вечером сидеть в маячной каюте около фонаря и читать книги, считать закаты, рассветы, огни пароходов и заносить их имена в вахтенный журнал… Мечтая тогда о жизни на маяке, Шмидт не мог знать, что по дикой причуде рока через 17 лет после его казни, человека, руководившего этой казнью, отыщут прячущимся именно на маяке в роли смотрителя и также расстреляют. Но это другая история…

«Диана» немного ревновала своего капитана к… небу. Мало кто знал, что не только морские просторы удалось покорить Петру Шмидту. Была у него еще одна страсть, и была эта страсть к… небу. Еще в 1889 году Шмидт впервые увидел полет на воздушном шаре, который показывал в Петербурге американский аэронавт Шарль Леру, и был так впечатлен, что заболел идеей повторить это самому. Будучи тогда отставным морским офицером, Петр Петрович отправился в Париж к известному воздухоплавателю Эжену Годару и после недолгого обучения совершил на воздушном шаре восемь полетов.

Р. S. В Бердянске много разных памятников, многие из них обросли своими историями и легендами, и винт «Дианы» не исключение. В народе говорят, что прикосновение к лопасти винта не просто исполняет желания, а помогает отыскать цель в жизни, а еще «заражает» везением, которое настолько важно было для моряка во времена Шмидта, что в личной карточке английских и российских военных моряков того времени была графа: «везучесть». Вряд ли кому-то придет в голову сомневаться в магической силе винта, двигавшего «Диану» почти 70 лет. А если есть сомнения, проверьте сами - прикоснитесь к истории!

Продолжение следует..

Илья КУПЧЕНКО, по материалам pro.berdyansk.biz


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: